Стратегия развития личности.
Когда мы ищем смысл жизни, в действительности мы ищем способы выражения своего подлинного "Я".
Дж. Мастерсон
Этот раздел я адресую тем, для кого актуально собственное личностное развитие.
Здоровый рост личности - это движение в направлении самореализации, то есть принятия и выражения своей внутренней сути и достижении гармонии с окружающим миром путем установления близких и деловых отношений с другими людьми.
Что такое "принятие себя"? Это путь через осознание и удовлетворение своих базовых потребностей. Под удовлетворением базовых потребностей часто понимают обладание материальными благами, власть, признание. Все это, безусловно, важно, но вторично и само по себе не приносит удовлетворения и здоровья человеку.
Абрахам Маслоу представил базовые потребности человека как пирамиду, в основании которой лежат телесные потребности, выше - потребность в безопасности, затем потребность в принадлежности к сообществу, потребность в уважении и одобрении, и вершина пирамиды потребностей - самореализация человека.
Человек не может прорваться к вершине пирамиды, если не удовлетворены потребности базовых уровней.
Выглядит это не сложно, но, к сожалению, очень немногие люди способны понимать себя, осознавать, что им действительно нужно.
Не понимая и не слыша себя, человек блокирует свой инстинкт к развитию.
Инстинкт к развитию заложен в каждом человеке от рождения. Эта сила и есть основа и причина самореализации; самореализация - это не какое-то конечное состояние, но движение.
Находясь в этом движении, человек испытывает вдохновение, смелость, глубокий интерес к познанию и освоению окружающего мира. Такое эмоциональное состояние человека можно сравнить с состоянием маленького ребенка, который здоров, который чувствует, что его любят, чувствует в своих ногах силу и ему интересно узнать и потрогать все вокруг. Для него нет границ. Если он упадет, то это не беда. Рядом есть кто-то теплый, кто утешит и поможет сохранить веру в себя.
Те из нас, кто помнят об этом состоянии, свободно могут к нему возвращаться в своих ощущениях и черпать оттуда силы, развиваться, а значит выражать свое подлинное "Я".
Это тот внутренний ресурс, который совершено естественно помогает нам двигаться в жизни, получать удовлетворение и радость от успехов и достижений, от отношений с другими людьми. Этот же внутренний ресурс помогает нам быть устойчивыми к стрессу, к потерям, падать и подниматься, сохраняя интерес к действиям, ощущение своей значимости и уважение к себе.
Все мы с самого раннего детства сталкиваемся с ограничениями, запретами, неосознанными родительскими страхами. Нас учат быть послушными и удобными, веря, что именно эти качества сделают нашу жизнь счастливой.
В результате этого конфликта ребенку часто приходится принимать самоограничивающие решения, касающиеся его возможностей и естественных проявлений для того, чтобы вписаться в мир взрослых людей.
По мере взросления эти детские решения "вытесняются" в бессознательное и становятся внутренними "блоками", затрудняя доступ к жизненному ресурсу, к своему подлинному "Я". "Блоки" проявляются в виде напряжения, тревоги, волнения, растерянности, страха, особенно в моменты стрессов, в жизненных ситуациях, требующих принятия ответственных решения.
Человек неосознанно использует усвоенные с детства не гибкие, зачастую разрушительные формы поведения, которые позволяют ему уходить от жизненных трудностей, но в то же самое время порождают чувство несостоятельности, ослабляют, а иногда уничтожают веру в себя. Так формируется и поддерживается ложное "Я" человека. Оно практически лишено способности экспериментировать и является источником заниженной самооценки.
Чем в более раннем возрасте человек столкнулся с ограничениями, чем сильнее было давление, чем меньше он получил поддержки и понимания, тем менее человек способен осознавать эти "блоки" и тем сильнее их искажающее влияние на поведение, образ мыслей и чувств. Тем дальше человек от самореализации.
Расчищая путь к своему истинному "Я", человек вырывается из неосознанных запретов и ограничений.
Он чувствует в себе силу и здоровый азарт, получает шанс стать творцом своей жизни.
Систематизируя свой профессиональный опыт, я могу условно выделить пять ступеней осознания своего "Я" на пути личности к самореализации. Эти ступени отображают существование и глубину залегания "блоков".
Человек в течении своей жизни может побывать на разных ступенях осознания. Каждой из пяти ступеней осознания соответствует свой круг ощущений и потребностей личности:
Ступень 5. Свободное развитие:
Мне интересно жить, в моей жизни есть смысл. Я осознаю, что мне нужно и ищу лучшие пути для реализации своих потребностей. Я ощущаю тепло и поддержку близких людей. Я хочу лучше знать свои сильные и слабые стороны. Мне нужны инструменты и знания, чтобы достичь большего. Ступень 4. Движение внутрь себя:
Мне нужна тишина и покой. Я ощущаю сильное внутреннее волнение. Мне нужна поддержка и тепло близких. Я разрешаю себе паузу для восстановления. Ступень 3. Неэффективное развитие:
По инерции я делаю не то, что бы я по-настоящему хотел. Я чувствую, что должен оправдывать ожидания других людей. Я чувствую, что должен всегда быть лучшим. Я все время спешу, но многого не успеваю. Я не получаю удовлетворения от достижений, с которыми связывал большие надежды. Ступень 2. Движение без развития:
Я очень устал. У меня не хватает сил сделать что-то новое. Мне страшно думать о том, что я хочу. Я все время совершаю одни и те же ошибки Я ощущаю, что не интересен другим людям. Я чувствую неуверенность в себе. Ступень 1. Оцепенение и смятение:
Я беспомощный, я не такой как все. Я никому не нужен. Я не знаю, чего я хочу и мне плохо. Иногда я не вижу смысла жить.
В современном обществе считается правильным осваивать огромные объемы научных и практических знаний; мы развиваем свою способность мыслить логически, и практически не уделяем внимания развитию наших эмоциональных способностей.
Человек, пусть даже высоко развивший свою мыслительную сферу, но не достаточно осознающий свои чувства и потребности и не умеющий управлять ими, не может открыть для себя "Свободное развитие", это ступень 5 в схеме. И тогда он становится заложником своего внутреннего страха и всю силу своего мышления неосознанно будет использовать для укрепления своего ложного "Я".
И тогда люди "застревают" на первой, второй или третьей ступенях.
Первые две ступени нашей схемы, "оцепенение и смятение", "движение без развития" отражают переживания людей, свободное развитие которых серьёзно "блокировано". Конфликты залегают глубоко в бессознательной сфере и реализуются в запретах не только на удовлетворение, но порой даже на понимание своих жизненно важных потребностей. Такие люди, если разобраться, жертвуют своей жизнью ради неосознанного стремления быть принятым и одобренным другими людьми. Это приносит в их жизнь много автоматизма и внутреннего напряжения и, в конечном счете, усталость и разочарование.
Временами такие люди могут чувствовать внутреннее напряжение, беспомощность или страх такой интенсивности, что теряют надежду.
Третья ступень объединяет в себе огромное число людей, для которых негативные эмоциональные переживания связаны с такими областями, как проблемы и трудности в построении близких отношений, проблемы творческой реализации, поиск смысла жизни.
Такие переживания отражают глобальные психологические проблемы современной европейской культуры в целом. Порой мы, достигая признания и успеха в профессиональной деятельности, не чувствуем гармонии и удовлетворения, не находим рядом по настоящему близких людей. И в какой-то момент осознаем, что цена, которую нам приходится заплатить за успех, чрезмерна.
Так происходит потому, что мы часто не можем понять себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, осознать свою миссию, поскольку затруднён контакт с нашим истинным "Я".
Когда человек проделает работу по снятию большинства "блоков", он начнет лучше понимать свои потребности и желания, научится их удовлетворять, соизмеряя с возможностями; для него откроется возможность свободного развития (Ступень 5 в схеме).
Мои клиенты сравнивают это состояние со свободным полетом птицы, которая вырвалась из клетки. Это движение к чему-то новому, неизведанному. Это расширение привычных границ собственной компетенции. Всё новое, незнакомое, совершаемое или переживаемое впервые содержит наряду с прелестью новизны, ощущением риска ещё и страх неудачи. И именно преодоление этого страха даёт человеку незабываемые моменты чувства собственной силы, счастья и полноты жизни.
Когда мы вынашиваем новые идеи, принимаем какое либо серьёзное решение, переживаем завершение важного этапа жизни, либо внутренне прощаемся с кем-то или чем-то дорогим - мы можем переживать сильные чувства и испытывать потребность в покое.
В такие моменты нам важно сосредоточиться и не только рассуждать логически, но также прислушаться к себе, к своему подлинному "Я", которое говорит языком интуиции; принять тепло и заботу близких людей. На схеме эта ступень 4 обозначена как "Движение внутрь себя".
И тогда мы почувствуем, как наши страхи и сомнения рассеиваются, как мы наполняемся силой и уверенностью, становимся способными на смелые и неординарные действия.
Это есть основа для развития, взросления и самореализации.
Конечно, в любой момент нашей жизни мы не застрахованы от потерь, кризисов и конфликтов различного рода. Понимание себя не означает отсутствия всех человеческих проблем. Но чем выше степень самоосознавания, тем сильнее и устойчивее личность, тем смелее она в достижении своих целей; даже пережитый травматический опыт делает ее сильнее.
Нам нужно всегда помнить, что именно мы сами должны быть авторами сценария своей жизни, строителями собственной судьбы. Если мы доверим авторство кому-то еще, то будем лишь играть роль в чужом спектакле. Лучше самому владеть собственной жизнью. Мы сами можем решить, какой будет наша жизнь, если откроем для себя возможность перемен.
По материалам сайта: http://sergeybiryukov.ru/
Источник: http://sergeybiryukov.ru/ |